Верлен писал(а):
Поздно веселиться, Петрович. Сапиенс и сам давно понял, что далеко зашел.
А для ВЕРЛЕН каждое слово-игра. Не более того.
Только умный , свободный от шизофрении врач сможет понять суть этой игры, названной вами "придворным политесом". (Смотрящий вот называет это же действо СТЕБОМ.
Но ВЕРЛЕН знает , что на стёб принято хамить в ответ , а в "политес" мужчины , как правило, не играют. Даже комплименты пытаются говорить...).
Верлен, слово - это не игра! Каждое слово имеет смысл или, по крайней мере, несет в себе некую смысловую нагрузку. Как бы Ваша "игра в слова" не сыграла бы с Вами злую шутку...
Может и не сыграет... но в облике того врача, с кем пытаетесь вести игру эту, вряд ли Вы найдете собеседника умного и свободного от маниакальной идеи в своей исключительности.
А если, Верлен, Вы все же продолжите "игру в слова" с этим врачом, показавшимся Вам умным, то
оцените степень его ст
ёбнутости исходя из критериев, изложенный ниже:
Цитата:
"Толковый словарь русского языка Ушакова: СТЕБА'ТЬ, а́ю, а́ешь, несов., кого-что (обл.). - Хлестать, стегать, бить плеткой, прутом.
В современном значении Стёб - это нечто пограничное между иронией и сарказом. Не так безобидно, как ирония, но и не так обидно, как сарказм.
Это слово употребляется везде. Стёб - смех, и не только. Постебаться - посмеяться. Это слово может использоваться практическиво всех значениях. Стёбный - это может значит что фильм интересный, крутой, или же что он просто смешной. Стёб - это слово которое можно употреблять во многих значениях. Но конечно чаще всего - это СМЕХ, иногда жестокий.
Слово очень старое, придуманное первыми Советскими хиппами (см. - 'хайр' или 'олдовый').
Цитата:
Для того, чтобы создать эффект стеба необходимо и достаточно в не слишком жестокой форме продемонстрировать чью-то слабость.
Или короче:
Стёб - это унижение в разрешенных дозах.
Теперь рассмотрим основной закон сатиры подробнее. Поясним некоторые пункты.
Под "слабостью" понимается не обязательно слабость физическая. И даже чаще не физическая. Это может быть и слабость ума (глупость), воли, рассудка, убожество фантазии и тому подобное. Годится любая характеристика, которая ценится данной конкретной аудиторией. Аудитория, кстати, очень важна для стеба. Но об этом мы еще поговорим, когда будем рассматривать конкретные приемы.
Под "не слишком жестокой формой" понимается такая, которая не вызывает осуждения. Опять же, не "вообще", а у данной конкретной аудитории. То есть, унижая кого-то, мы не должны грубо нарушать мораль того сообщества, которое выступает в качестве зрителей или слушателей нашего стеба. Иначе это нарушение вызовет неудовольствие, то есть, эффект, обратный радости. А мы уже убедились, что воздействия от разных видов смешного надо суммировать. В результате смехотворный эффект будет полностью или частично скомпенсирован неудовольствием от нарушения моральных норм. Таким образом, случай со стебом хорошо вписывается в идею о суммировании эффектов, проистекающих от разных видов смешного.
Таким образом, унижение должно быть как бы строго дозированным, в рамках установленных правил. За границей этих рамок унижение расценивается уже не как стеб, а как жестокость и садизм. Если степень унижения кажется допустимой только вам, но не вашим слушателям, то вам предстоит смеяться в одиночестве.
Стёб по сути своей является актом агрессии (ведь он унижает кого-то). Поэтому он всегда потенциально аморален. Когда мы говорили о разных удовольствиях и неудовольствиях, то замечали, что некоторые из них можно оставить и реализовать позднее. Сейчас выяснилось одно исключение. А именно: если мы хотим реализовать стеб, то предварительно обязательно должны реализовать эффект удовольствия от соблюдения норм морали или неудовольствия от их несоблюдения.
Говоря в основном законе сатиры "продемонстрировать", мы имеем в виду, что такая демонстрация должна быть достаточно понятной для тех, кому предназначена.
Говоря о "чьей-то" слабости мы подразумеваем не обязательно другого человека. Часто это именно так. Но есть еще два важных случая: первый - насмешка над неким абстрактным типом людей. На ханжами, над врачами, над милиционерами и так далее. Годится любая группа, объединенная по определенному признаку, если средний член этой группы имеет какие-то слабости, над которыми можно посмеяться. В этому случае стеб происходит не над слабостью конкретного человека, а над слабостью среднего представителя группы людей. Второй случай - это насмешка над самим собой. Для некоторых довольно тяжело освоить этот тип стеба, но, кажется, он весьма полезен для разумной самооценки.
Аникс и стеб часто сочетаются вместе. То есть оба закона - и основной закон юмора, и основной закон сатиры могут применяться как порознь, так и в сочетании. Даже лучше, если в сочетании. Поэтому не удивляйтесь, если в примерах, посвященных стебу, вы узнаете уже рассмотренные ранее приемы аникса.
Стёб, связан и с радостью. Честолюбие, возвышение над другими, желание чувствовать себя лучше других, может быть одной из целей. Поэтому достижение такой цели или хотя бы фантазии о таком достижении приносят радость. Мы выделяем стеб в отдельный тип сложного смешного только потому, что он вызывает смех успешнее, чем многие другие виды достижения цели.
Любое событие вызывает более сильную реакцию психики, когда оно обладает новизной - в этом смысле аникс и стеб не являются чем-то исключительным. Но обратите внимание, что унижающие насмешки можно повторять много раз прежде, чем они станут привычными и совсем перестанут вызывать отклик. А рафинированный юмор воспринимается спокойно уже на второй-третий раз. Это происходит, видимо, потому, что ключевой эффект (унижение) для стёба сохраняется, но для аникса ключевой эффект (неожиданность) не сохраняется.