Вот тот железный меч (вероятно, из какого-то сплава, железо бы давно разрушилось), пролежавший почти три тысячи лет в бронзовом котле на дне уэльского озера; я перепроверил, это VIII век до нашей эры:



А вот золотой наплечник королевы, северный Уэльс. Сделан, как сказано было, когда египтяне строили свои пирамиды, то есть в третьем тысячелетии до нашей эры, - весь выкован из одного слитка золота:


Да, о примере. Все знают, кто такой Юлий Цезарь. Среди прочих своих подвигов, он знаменит тем, что завоевал Галлию и покорил галлов, взявших некогда Рим и постоянно ему угрожавших. Например, Гай Марий, будущий римский диктатор, был увенчан всевозможными почестями и назван спасителем отечества за трудную победу над
кимврами около сотого года до н.э.
Самая распространённая точка зрения историков такова, что после очень трудной победы под Алисией, подавления нескольких восстаний галлов на континенте и устройства ещё кое-каких дел Цезарь занялся приготовлениями к переходу Рубикона и захвату власти. Как бы между делом упоминается, что он краткое время побывал и в Британии. Что его туда привело и что он там делал? Даже один из самых замечательных, добросовестных и въедливых историков, Эдвард Гиббон, говорит, что в Британию Цезаря привело желание проверить слухи о наличии жемчуга в устье Темзы. Но британский жемчуг оказался не так хорош, как Цезарь думал, посему он и отправился обратно в Галлию.
Поэтому я лишь хмыкнул и подумал, что кимры завираются, когда прочитал их версию случившегося. Вот она вкратце:
Немедленно после высадки Цезаря, армия короля Касвалона (Caswallon) атаковала римскую армию. Бои длились месяц. Касвалон и его кимры показали себя соперниками, по меньшей мере равными Цезарю и римлянам, ибо Цезарь был вынужден убраться восвояси. После его отбытия король кимров устроил грандиозный праздник в своей столице Caer Lud, нынешнем Лондоне. На пир пошло 20 тысяч одних только оленей и быков, не считая прочей снеди. Этот праздник стал одним из трёх величайших в истории Британии.Но на самом деле оказалось, что кимры не преувеличивают, а преуменьшают свои подвиги. Вот что произошло на самом деле.
Погожим осенним утром 55 года до н.э. 80 кораблей Цезаря с 12 тысячами легионеров (два легиона из одних только ветеранов, без варварских вспомогательных войск) приближались к британскому берегу в районе Дувра. За ними должны были следовать корабли с кавалерией. У берега обнаружилось, что скалы уже заняты армией короля Касвалона (или Кассивелауна, Cassivellaunus), поджидавшей Цезаря. Цезарь развернул корабли и пошёл вдоль берега в поиске более удобного места для высадки. Кимры повторили его манёвр по суше, предугадали место, где Цезарь собирался высадиться и, когда римские корабли подходили к пологому берегу, их уже поджидала армия Касвалона в полном боевом порядке. Передовые её отряды уже стояли по колено в воде с копьями и огромными булавами наготове, на полном серьёзе собираясь перерезать римлян прямо в море.
Даже после того, как Цезарь приказал задействовать боевые машины прямо с кораблей и на кимров обрушился град стрел и камней, произошло очень редкое для тогдашней римской армии явление: легионеры (ветераны, уже покорившие Галлию) не выполняли приказа идти в воду. Наконец, знаменосец 10-го легиона первым бросился в море и закричал своим товарищам, что они не могут оставить знамя Республики врагу. Это было бы крайним позором и за такое полагалось жестокое наказание, так что римляне пошли в воду - и началась резня. С большим трудом и потерями легионеры добрались до берега, и тут Цезарь смог увидеть, как лихо, свистя лезвиями на своих колёсах, боевые колесницы кимров прорезают кровавые просеки в рядах его солдат, пока их экипажи нанизывают на свои копья всех, кого могут достать. После тяжелой битвы армия кимров нехотя отошла под покровом темноты, а Цезарь не мог её преследовать по причине отсутствия кавалерии. Вдали на холмах раздавались голоса друидов, певших свои стихи-заклинания.
В ту же ночь ни с того ни с сего разыгралась страшная буря, утопившая и разрушившая, выбросив на берег, почти все корабли Цезаря. Конница, которая подходила на кораблях, с которых уже был виден лагерь Цезаря, тоже была частью утоплена, частью унесена обратно на континент. Поэтому Цезарь остался без конницы, без припасов и вынужден был соорудить сухой док и заняться ремонтом немногих оставшихся кораблей. Пришла делегация кимров и, заверяя великого полководца в дружбе и наилучших намерениях, дико извинялась за плохой приём и прочие недоразумения при высадке дорогих гостей и выведывала положение римлян и их число. Естественно, обещали, что такого больше не повторится, высказывали горячее желание выполнить все требования и прислать заложников, но, разумеется, не прислали. После их отбытия началась партизанская война. Поскольку фуражиры римлян исчезали, добывать провизию пришлось идти одному из двух Цезаревых легионов в полном составе.
И тут оказалось, что перед прибытием Цезаря кимры убрали зерновые на всех полях, прилегающих к месту высадки, кроме одного дальнего участка на краю леса. И когда легион стал на этом поле собирать урожай, из лесу, естественно, выскочила кимрская армия и набросилась на легионеров. Цезарь увидел облако пыли в том направлении, куда ушёл его легион, смекнул, что дело швах и срочно, взяв с собой часть оставшегося у него единственного легиона, поспешил на выручку. Когда он прибыл, кимры добивали половину его армии. Приди он несколькими минутами позже, всё было бы кончено. Забрав остатки недобитого легиона, покоритель Галлии укрылся за укреплениями своего лагеря.
Кимры обложили римский лагерь и начали осаду. К счастью для Цезаря, он до этого послал на континент первый же корабль, который успел отремонтировать, с распоряжением прислать кавалерию и ещё судов. Когда кавалерия прибыла, Цезарь напал на осаждавших его кимров, нанёс им потери и рассеял их. Те, естественно, скрылись в лесах.
Возможно, кто-то из кимров проговорился Цезарю о заветном желании короля Касвалона полностью уничтожить римлян тут же, на месте их высадки, в назидание будущим супостатам. Как бы то ни было, дело шло к зиме и, обдумав своё положение, Цезарь срочно погрузил остатки своей армии на кстати прибывшие по его приказанию корабли - и отбыл из Британии не солоно хлебавши. Отбыл он со своей обычной стремительностью и, вероятно, поэтому друиды не успели его утопить, подняв ещё одну бурю (зато сто лет спустя они наверстали упущенное и утопили две армии Агриколы при подходе к шотландским берегам).
Всё. Так состоялся первый поход Цезаря на Британию. Примерно через полгода, весной 54-го г. до н.э. Юлий Цезарь прибыл вновь, в этот раз на 800 кораблях, с 30 тысячами солдат (5 легионов) и двумя тысячами конницы. Король Касвалон в тот день, конечно же, не стал подставлять свою армию под эту махину, и кимры скрылись в лесу. В эту же ночь, пока Цезарь, горя желанием отмстить за свой неслыханный позор, вёл 3 или 4 легиона тёмной ночью по дремучим британским лесам и рушил бревенчатые укрепления кимрского гарнизона, - разумеется, снова разыгралась страшная буря, утопившая и разрушившая римские корабли. Поэтому великий полководец, уже после того, как утром разбил и рассеял передовой отряд кимров, должен был снова вернуться в лагерь и заняться починкой кораблей. События снова развивались по осеннему сценарию короля Касвалона, партизанская война и т.д., только резни и разрушений было больше. Касвалон осмелел до того, что даже решился на генеральное сражение, но потерпел неудачу. Это, однако, не сломило его дух, и он снова собрал значительные силы и стал досаждать римлянам. Цезарь, в свою очередь, строил козни против Касвалона и науськивал на него другие британские племена. Дело дошло до заговора и бунта против короля. Оказалось, однако, что кимрская молодёжь всех племён рвётся воевать против римлян и валом валит к Касвалону. В конце Цезарь снова обдумал своё положение, стороны пообещали дружить, кимры пообещали быть союзниками римлян и даже дали заложников, - и Цезарь отбыл восвояси. Надо полагать, оставшиеся в живых друиды (большинство их Цезарь уничтожил при штурме их острова) ещё не успели собраться, чтобы утопить в океане великого полководца вместе с его армией, и он благополучно добрался до континента.
Это читалось, как захватывающий детективный роман, только описания добычи жемчуга в устье Темзы я так и не нашёл...
Спрашивается, зачем было приводить столько деталей. Чтобы сравнить то, что нам мягко и ненавязчиво внушают - и что было на самом деле. То есть,
Я склонен предполагать, что знаменитое "призвание варягов" на самом деле происходило примерно так же, как и пресловутое добывание жемчуга в устье Темзы.
Надо полагать, всё это такое же враньё.
