https://vk.com/wall-58710056_454МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
14 октября 2014
"ОТ МОЦАРТА И БАХА МИКРОБЫ ПОГИБАЮТ КАК ОТ АНТИБИОТИКОВ!"Сергей Ваганович Шушарджан – человек необыкновенной судьбы! Его, доктора медицинских наук, профессора, очень хорошо знают поклонники… академической музыки. Но отнюдь не в роли врача, а в качестве блистательного солиста Большого театра. Баритон Шушарджана звучал с подмостков Большого театра, Ковен-Гардена и Гранд Опера. При этом параллельно с оперной карьерой «поющий доктор» так и не оставил медицинской практики.
В последние годы Сергей Шушарджан полностью сосредоточил свое внимание на области музыкотерапии, которая логично объединяет искусство пения и постижения музыки с искусством врачевания организма. Благодаря именно его энтузиазму и стараниям в России начала выстраиваться музыкально-терапевтическая система.
Корреспондент «Потребителя» побывал в гостях у президента международной академии интегративной медицины, руководителя научно-исследовательского центра музыкальной терапии и восстановительных технологий Сергея Шушарджана.
- Когда узнаешь о перипетиях вашей судьбы, создается впечатление, что эффект музыкотерапии вы сначала испытали на собственном организме?
-Действительно учебу в консерватории я совмещал с работой в поликлинике. Но никогда не возникало мысли соединить музыкальный и терапевтический подходы. Однако, не скрою, заметил, что вокал очень оживляюще на меня действует! Многие спрашивали: откуда силы беру? А я приходил после врачебного приема к педагогу по вокалу, пел упражнения и – усталость как рукой снимало. Наверное, музыка как раз и помогала!
- Как получилось, что вы стали «поющим доктором»?
- В мир музыки моя душа окунулась почти с самого рождения. Еще в детстве я легко и с удовольствием подбирал на фортепиано различные музыкальные произведения, потом родители отдали меня в музыкальную школу по классу скрипки. Голос проявился достаточно рано – лет в 14-15. Меня стали приглашать на всевозможные фестивали, концерты. Когда школу заканчивал, декан вокального факультета московской консерватории Гуно Ионотанович Тиц пригласил к себе, в московскую консерваторию.
Но я поддался уговорам родителей и пошел в медицину.
На профессиональном поприще у Сергея Вагановича все складывалось вполне стандартно: субординатура по хирургии, специализация «кардиология», работа в поликлинике. До того момента, когда любовь к музыке вновь не заявила о себе в полный голос. И тогда в жизни доктора Шушарджана помимо пациентов и поликлинических приемов возникли сначала ростовская консерватория по классу сольного пения и ереванский театр оперы и балета, а затем и Большой театр.
Довольно долго Сергей Шушарджан просто совмещал прием пациентов и гастрольную жизнь солиста оперы. Пока не вмешался случай, в виде приглашения на Новогодний огонек. Естественно, ведущий, представляя гостя, упомянул о том, что в миру колоритный академический певец носит белый халат и выписывает людям таблетки. Публику это немало изумило! В числе приглашенных на съемки огонька был теперь уже бывший главный психотерапевт Москвы Слуцкий. И от него впервые Сергей Ваганович услышал про мощное направление, существующее на Западе – музыкотерапию.
– Вы знаете, что находитесь на стыке двух областей? Вы столько можете сделать для нашей страны, – с восторгом резюмировал коллега.
- Я всерьез задумался над его словами, – вспоминает Сергей Шушарджан. – С академическим задором начал свои изыскания в области музыкотерапии. Довольно быстро и не без удивления узнал, что этот метод имеет многовековую историю, и был хорошо знаком нашим предкам. Есть множество примеров и в недавней истории. И тогда я решил заняться исследованием механизмов воздействия музыки на человека.
- Есть ли принципиальное отличие в музыкотерапевтических методиках – западных и тех, которые разрабатываются в вашем центре?
- Безусловно. Западная медицина хорошо разработала методы реабилитационного характера. И добилась неплохих результатов! Музыкальная педагогика и музицирование помогают людям, отстающим в развитии, с проблемной моторикой, аутичным детям.
Наш центр занимается принципиально иными аспектами, не реабилитационного, а медицинского характера. В своих изысканиях мы дошли до клеточного уровня и сегодня первыми в мире сформулировали теорию психосоматического воздействия музыки. Наши исследования доказывают, что музыка действует не только на психику, но и на рецепторы, на органы и даже на клетки. Более того, работой этих клеток можно в известной степени руководить, воздействуя на них теми или иными сигналами.
- То есть музыка способна вызывать изменения на клеточном уровне?
- Мы периодически возвращаемся к исследованию воздействия музыки и сигналов на культуру клеток. Один из первых экспериментов был проведен в лаборатории онкологического центра на Каширке. Чтобы проверить гипотезу, мы взяли модель злокачественных клеток и стали воздействовать на них различными видами музыки.
Клетки реагировали по-разному. Одни мелодии вызывали их активизацию, другие, наоборот, подавляли клеточную активность.
Затем был поставлен эксперимент с микробами – стафилококкоками, стрептококками, кишечной палочкой. Эффект получился поразительным: от Моцарта, Мендельсона, Гуно, Баха микробы погибали как от антибиотиков. Оговорюсь: это были специально подобранные сочетания конкретных музыкальных произведений.
А совсем недавно была завершена очередная большая научная программа, на мысль о которой нас натолкнули легенды. В эпосе Гомера сказано, что у Одиссея кровотечение остановилось от музыки.
Мы попробовали воздействовать на кровь больных и наблюдали, как меняется протромбиновый индекс. Сами лаборанты испытали совершеннейший шок при виде результатов. Как это так: музыка – и вдруг влияет на свертываемость крови. Еще как влияет! Причем мы нашли такие такие варианты, при помощи которых можно повышать или понижать свертываемость крови.
- Кому показана музыкотерапия?
Прежде всего, людям с функциональными (обратимыми) изменениями со стороны нервной системы и внутренних органов. Очень хорошо поддаются коррекции стрессовые, неустойчивые состояния, бессонница, подавленность, слабость, депрессия. Также музыкотерапия применяется при проблемах в сексопатологии, включая импотенцию и фригидность.
Замечательно лечатся разные проявления невроза, сердечно-сосудистые заболевания. На днях была завершена очередная лечебно-музыкальная программа с гипертониками. Мы сформировали группы из пациентов стационара центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава. В дополнение к обычному медикаментозному лечению провели 10 сеансов музыкотерапии. Также была контрольная группа, принимавшая только лекарства. Когда сравнили, то в который раз испытали потрясение от результатов. Больше чем у 70 процентов больных из наших групп давление стабилизировалось, хотя до этого люди страдали от гипертонии по несколько лет. Пациенты были счастливы. Появилась уверенность, что болезнь можно подчинить и жить без таблеток.
Вера в целебный эффект музыкотерапии, по словам Сергея Вагановича, совсем не обязательна. Более того, музыка способна пробуждать скрытые резервы организма и преподносить сюрпризы. Так, некоторое время назад на «гипертоническую» программу пришла одна степенная ученая дама. После сеансов артериальное давление у нее пришло в норму, к чему, собственно, она и стремилась. А через месяц после сеансов она позвонила доктору Шушарджану и рассказала, что излечилась заодно и от полиартрита. Лет десять женщину донимал сустав, и никак от этой хвори она не могла найти панацею. После музыкотерапии с недоумением заметила, что больной сустав ее не беспокоит. Пошла к лечащему врачу на прием. Тот выслушал со скепсисом ее историю, а после обследования и сам развел руками – все в порядке! Никто не ожидал, что организм так откликнется на «гипертонические» мелодии.
Впервые сталкиваясь с поисками и экспериментами Сергея Шушарджана, коллеги как правило лишь сдержанно выражают свое недоумение. Пока воочию не увидят феноменальные результаты. К примеру, обратился Шушарджан к одной из столичных больниц с предложением – применить метод вокалотерапии в лечении пациентов с бронхиальной астмой. Доктора к этому «давайте попробуем попеть» отнеслись снисходительно. Дескать, ну давайте, приходите, почудите. А астматики попали в группу очень тяжелые. На гормонах сидят, да и гормоны многим уже не очень-то помогают. Они и общаться с музыкотерапевтом с трудом могли – одышка мешала.
- И вот прихожу в эту больницу на очередной сеанс, а меня уже лифтер поджидает. «Что за наваждение? Как только вы сюда приезжаете, почти сразу начинает петь хор. А как здорово поют! Заслушаешься… Сколько радио не переключаю, не могу понять по какому каналу» – сбивчиво объясняет женщина. Для меня это был самый большой комплимент. Люди, которые не могли сносно разговаривать, вдруг запели! Да и клинически были зафиксированы и подтверждены значительные улучшения в состоянии, – рассказывает Сергей Ваганович. – Приведу еще один случай. Мать привела к нам 10-летнего мальчика, с диагнозом «бронхиальная астма». Он прошел два курса вокалотерапии. Женщине порекомендовали отдать его в хор. Через некоторое время он полностью выздоровел.
- Может ли человек самостоятельно создать дома нечто вроде исцеляющей фонотеки?
- Скорее всего, он подберет музыку, ориентируясь исключительно на то, что ему нравится. Но такой принцип далеко не всегда оказывается действенным.
В нашем центре была разработана специальная тест-система. Чтобы правильно подобрать лечебно-музыкальную программу, мы не только музыкальные предпочтения учитываем, но ориентируемся на данные психологических тестов, компьютерной диагностики.
Много особенностей при использовании таких программ. Так, на сеансах постоянно меняется порядок воспроизведения мелодий. Это создает новизну в восприятии и продлевает тем самым благотворный эффект.
Поскольку музыка обладает резонансным воздействием непосредственно на клетки, надо помнить, что она может не только лечить, но и калечить. Если мы заглянем внутрь клетки, то увидим, что там все упорядочено. Во Вселенной есть очаги хаоса и упорядоченные участки. Поэтому и музыка может отражать либо один мир, либо другой. Хаос звуков программирует на хаос и человека. Классическая же музыка, лучшие ее произведения могут отражать гармонию Космоса, наших внутренних органов.
Сергей Шушарджан уверен, что музыкотерапия – одно из самых перспективных направлений. Тем более, что к исследованию глубинного потенциала этого феномена мы еще только-только приближаемся. А сколько возможностей чудных он нам готовит! Да взять хотя бы посещение дантиста, на прием к которому многие отправляются как в пыточный кабинет или вовсе на плаху. Специалисты научно-исследовательского центра музыкальной терапии и восстановительных технологий опытным путем выяснили, что если их программу “Терапия страха и тревоги” использовать непосредственно перед процедурами, вызывающими психо-эмоциональное напряжение, то проявится целый ряд «спецэффектов». Во-первых, человек успокоится, во-вторых, у него окрепнет уверенность в своих силах. Наконец, ему намного легче будет перетерпеть боль. По результатам эксперимента, у 82 % пациентов наблюдалось снижение болевой чувствительности! Так что с музыкой и к стоматологу на прием можно ходить с удовольствием!
Это любопытно!
– Пифагор использовал одни мелодии для того, “чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя”, другие – “против ярости и гнева, против заблуждений души”.
- В литературных источниках можно обнаружить рассказы Плутарха о том, что приступы гнева у Александра Македонского усмиряли игрой на лире.
– Римский врач Гален лечил танцами укусы паука-тарантула. Кстати, отсюда и получила свое название знаменитая тарантелла.
– Знаменитый оратор Гай Гракх, выступая перед аудиторией, ставил позади себя раба — музыканта. Последний, играя на флейте, настраивал оратора на нужный ритм речи.
- Гиппократ не рекомендовал обществу слушать некоторые довольно безобидные виды музыки, потому что они, по его мнению, вызывали деструкцию государства!
- Ученый Древнего Востока Аль-Хорезми однажды изрек: ” На моей родине с давних времен принимают для лечения слово, лекарство, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнее.
– Не раз было замечено, что дельфины сопровождают суда, с борта которых звучит мелодичная музыка.
- После второй мировой войны американские врачи использовали музыку для лечения фантомных болей и эмоциональных расстройств у ветеранов.
- По данным ученых, прослушивание в течение 15 минут grunge rock вызывает враждебность к окружающему миру, напряженность, печаль, негативно сказывается на настроении и умственной работоспособности. Классическая музыка, напротив, положительно влияла на все эти показатели.
Зарядит бодростью вокал
Тех, кто хандрит, и кто устал!
Вокалотерапия способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, используется при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердца, снижении иммунитета и общей сопротивляемости, при выведении из стрессовых состояний.
Сергей Шушарджан открыл и доказал, что правильная постановка дыхания, без которой профессиональное пение невозможно, приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Наши органы ощутимо реагируют на звук голоса и тем более на пение – они начинают вибрировать. Такие вибрации – великолепный массаж внутренних органов. Эта своеобразная звуковая энергия благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно, даже если у вас нет ни слуха, ни голоса. Все равно излишнее напряжение после вокальных этюдов снимается. Встали с утра в плохом настроении? Промурлыкайте что-нибудь светлое, легкое, веселое. Да вот хотя бы «Капитан, капитан, улыбнитесь» или что-то в этом же духе. Здесь при выборе песен вполне можно положиться на свою интуицию. Результат не заставит себя ждать!
Каждому органу – свой инструмент!
Замечено, что разные органы любят слушать разную музыку.
Так при сердечно-сосудистых заболеваниях надо слушать струнные инструменты – скрипку, гитару, арфу, виолончель. К примеру, взять на вооружение концерт Брухо для скрипки с оркестром. Если вам присущи подъемы артериального давления , подбирайте мелодии преимущественно спокойные или умеренного темпа. Гипотоники, наоборот, должны слушать более быструю музыку.
При заболеваниях легких рекомендуются труба и тромбон.
Красивое академическое пение хорошо влияет на селезенку.
Печени, желчному пузырю по нраву деревянные духовые инструменты: гобой, кларнет.
Игра на кларнете влияет также на кровообращение.
Скрипка и фортепиано успокаивающе действуют на нервы, флейта расслабляет.
Саксофон хорошо влияет на мочеполовую систему.
Знаменитый русский физиолог И. Тарханов доказал, что доставляющие человеку удовольствие мелодии замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление. Соответственно, раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
И. Догель и И. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. Не зря же спартанские воины шли в бой строем под звуки авлосов — деревянных духовых инструментов. Марш, барабанная дробь и звуки сигнальной трубы позволяли спартанцам оставаться на поле брани неутомимыми и блистать доблестью и отвагой.
Как «принимать» музыку
Музыка должна быть мелодичной, хорошо ложиться на слух. У вас должно возникнуть желание пропеть ее. Если такое ощущение появляется, если вы испытываете восторг, умиротворение, значит, это та мелодия, которая способна гармонизировать ваше внутреннее пространство. Никогда не слушайте слишком громкую музыку, она вызывает стресс.
Великий русский невропатолог и психиатр Бехтерев давал следующие рекомендации: чтобы вывести человека из того или иного настроения, сначала надо дать ему послушать мелодию, соответствующую его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой в настроении.
Так что бороться с той же депрессией начинайте под аккомпанемент грустных и меланхоличных мелодий. Но помните, что завершить сеанс надо бодрыми, жизнеутверждающими ритмами и произведениями, выдержанными в мажоре.
Эффект расслабления достигается обратным