Иисус Сирах говорит: «Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его:ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 39,6-7).Однако почему нередко именно православные люди проявляют наибольшее неуважение к любым советам медиков? Подобное небрежение к вопросам здоровья среди современных верующих встречается настолько часто, что оно нашло отражение даже в официальных документах Церкви, в частности,в «Основах социальной концепции РПЦ». В разделе «Здоровье личности и народа» этого документа ясно сказано: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви»...
Лечиться «по-православному»?
Как современной медицине (да и всем нам, рано или поздно оказывающимся в роли пациентов) вырваться из того магического тупика, в который нас все больше затягивает нынешний век технологий? Как, с другой стороны, преодолеть недоверие к медицине и невнимание к собственному здоровью?
Сегодня многие православные христиане предлагают ответ: пусть будет у нас своя православная медицина. Но что это такое? Окропить операционную святой водой, повесить в больничных палатах иконы, раздать всем пациентам Библии? Принимать в мединституты, как в семинарии, по рекомендации духовника? Оставляя шутки в стороне, можно сказать, что идеологов православной медицины сегодня множество, во многих городах России созданы клубы и общества православных врачей, и у всех свои нюансы подхода к проблеме. Общее одно — и больной, и врач в процессе излечения должны сугубо полагаться на помощь Божию. Не умаляя роли лекарств, особое внимание уделять своему духовному состоянию и молитве Богу и святым.
Возразить сложно, в каком-то смысле все это и так является прописными истинами для человека, верящего в Бога и доверяющего Библии, причем не только православного. Однако на идею собственно «православной медицины» я смотрю довольно скептически. В любой науке, да и вообще в любой профессиональной деятельности человека, огромное значение имеет то, что называется «аппаратом» — понятия, термины, методология. Именно это является у медиков основным "инструментом" работы. Беда в том, что никакого особого аппарата у православной медицины пока нет и не может быть, так как подобные вещи складываются даже не десятилетиями, а веками упорной практики. Нужно признать, что те научные и практические знания, которыми располагает сегодня выпускник медицинского вуза, добыты в основном не-православными людьми, и большая часть этих знаний работает и без какой-то особенной "православной основы". Получается, что лечение, предлагаемое православными врачами, может быть таким же, что и у всех остальных врачей. Конечно, кому-то из пациентов может быть спокойнее оттого, что врач — православный человек. Наверное, он более вежлив и терпелив в обращении, взяток не берет... Но только задумаемся ли мы об этом,если врач, например, кардиохирург? Наверное, большинству из нас важнее будут профессиональные качества врача, его практический опыт и умения...
Возможно, лучшее, что могли бы сделать современные православные врачи и все современные православные, это не закрываться в какой-то очередной православной резервации, а идти навстречу людям, всем, включая не-православных. Ведь только интегрируясь в общий научный и культурный процесс, мы сможем действительно чего-то достичь в обществе,а не оказаться окончательно на обочине истории. Чем создавать отдельную православную медицину, не лучше ли нести свет православия коллегами пациентам? Не лучше ли воплощать Евангелие в своей каждодневной жизни в отношении к работе и таким образом преображать нашу
официальную медицину?
Post scriptum
Пожалуй, к проблеме болезни и здоровья как нельзя лучше применимы известные слова из дневника матери Марии (Скобцовой): «Есть два способа жить:совершенно законно и почтенно ходить по суше — мерить, взвешивать,предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть,а надо только все время верить». Сколь угодно мы можем «мерить,взвешивать, предвидеть», заботиться о своем земном теле, но рано или поздно мы все равно столкнемся с болезнью — своей или близких. И тогда встанет вопрос о вере. Только важно, чтобы наше "хождение по водам"не обернулось бездумным пренебрежением к дару жизни, которую послал нам Господь. Чтобы мы действительно по воде ходили, а не пускали по ней круги, идя ко дну под грузом собственного легкомыслия
http://digest.subscribe.ru/woman/psycho ... 95946.html