pH в классическом понимании это соотношение H+ и OH-. Нейтральным показателем является значение pH равное 7. Это величина pH дистиллированной химически чистой воды. На практике дистиллированная вода редко обладает таким показателем. Он, как правило, ниже, и равен примерно 6 - 5,5. Это объясняется тем, что при дистилляции в обычных установках вода насыщается из воздуха углекислым газом.
рН внутри организма разный и зависит от органа. Так принято считать, что рН крови в норме слабощелочной и равен 7,39. Но это не совсем так. Линия гомеостаза не является статической и временами очень сильно отклоняется от средних значений. При различных заболеваниях показатель рН крови ещё больше смещается в щелочную сторону. Также ощелачивание проявляется при хирургических вмешательствах и лучевой терапии. В других органах рН может надолго отклоняться от нормальных значений и тогда возникают проблемы. Так в предстательной железе сок в норме кислый. При простатите, аденоме и раке он щелочной. В большинстве внутренних органов pH в норме либо нейтральный, либо кислый. Сок поджелудочной железы слабощелочной ближе к нейтральному, примерно 7,1. Желчь на выходе из печени тоже слабощелочная, но в желчном пузыре становится кислой, примерно 6,0. При нормальном питании вся среда пищеварительного тракта от ротовой полости до ануса кислая.
Теперь о рН пищевых продуктов.
Вот тут вся путаница и начинается. Американцам не хватило обычной реакции пищевых продуктов и они решили всё сделать по другому. Они стали считать pH по кислотной нагрузке на организм и всё поставили с ног на голову. В результате то, что раньше было кислым, стало щелочным и наоборот. Результат получали простым вычитанием содержащихся в продуктах миллиэквивалентов щёлочи из кислоты.
Так
Листовая зелень: кислота = 32,9 щёлочь = 92,0 результат = -59,1 (стала щелочной)
Молоко: кислота = 5,7 щёлочь = 2,9 результат = 2,8 (стало кислым)
Арифметика, просто на грани полной олигофрении!
Почему они решили, что вся щёлочь и вся кислота будет усвоена организмом? Почему они решили, что организм не разложит кислоты и не свяжет щёлочи ещё в пищеварительном тракте? Щелочное соединение NaCl(поваренная соль) - рН нейтрально. И это не все вопросы!
Теперь опять вернёмся к рН организма и рассмотрим как и чем организм поддерживает кислотно-щелочное равновесие.
Существует как минимум три щелочных буфера. Первый газовый, связан с концентрацией углекислого газа и углекислоты в крови. Он самый мобильный и в случае отклонения рН от нормы организм регулирует количество углекислого газа за счёт дыхания или кислородного обмена гемоглобина. Второй натриево-калиевый связан с мобилизацией соответствующих солей. Он менее мобилен чем газовый, но тоже достаточно лёгок, так как соли натрия и калия водорастворимы. Третий буфер кальциевый, тяжёлый. Мобилизация кальция непростая задача, а удаление, ещё более сложная.
В детском возрасте в норме щелочной буфер организма мал и среда организма в целом кислая. Обусловлено это растущим организмом и большим расходом щелочных металлов, в том числе и кальция, и большим выбросом молочной кислоты при усиленном синтезе белка для новых клеток. С возрастом кислотность снижается в результате того, что массовый синтез белка закончен, а в питании преобладают щелочные элементы. Если питание нормальное, то кислотность организма остаётся достаточно высокой, хотя и меньше, чем в детском возрасте.
Что нам это даёт, спросите вы? А, вот что. С ходу можно понять главные принципы некоторых методик.
Возьмём уринотерапию, вызывающую так много споров. Если обратиться к старым текстам рецептов по уринотерапии, а мне довелось читать домашний лечебник издания 1704 года, так там написано, что надо брать для этого мочу младенцев. Если у взрослого человека моча в норме должна быть слабокислой, примерно 5,5 - 6,0, то у младенцев, с закислённым растущим организмом, ещё кислее. И не надо приплетать к уринотерапии магические свойства и влияние каких-то микроэлементов. Кроме того, свою мочу больной человек не должен пить ни в коем случае! Ни свежую, ни упаренную! Нужно делать так, как сказано в первоисточнике и ни как более! Вообще, есть более приятные и эффективные методы. Обратите внимание на терапию Герсона. Она ближе к сущности человека и гораздо эффективнее многих методик.
На сегодня всё. Извините за популярную лекцию по химии. В следующий раз рассмотрим методики на ваше усмотрение.
|